История мебели: география вкладов в мебельное искусство

Рассказывая об исторических эпохах в мебельной индустрии, следует отметить, что в разных странах прогресс шел разными темпами и в разных же направлениях.

Например, во Франции двигались в сторону богатого декорирования и оттачивания изящества. В Германии больше ценился солидный вид, который часто придавался мебели при помощи скульптурной резьбы. А вот скандинавам «красота» была менее важна, чем удобство и функциональность.

Англичане вообще создали свой собственный кабинетный стиль – рациональный, благородный, искусно (и в меру) украшенный. Данная заслуга принадлежит мастеру-краснодеревщику Томасу Чиппендейлу (да-да, имена знаменитых мультяшных героев были образованы из его имени). Британцы «забрали» чиппендейловские заветы с собой в Америку, сделав их основой колониального стиля в мебели.

Удивительный и непохожий Восток

В восточных странах мебельная индустрия развивалась своим уникальным путем.

В восточной мебели нет ничего от европейских стилей:

  • здесь многое было сплетено из тростника, веревок или кожаных полос;
  • особенной популярностью в качестве материала для мебели пользовалось черное дерево;
  • большинство предметов дерева обладает непривычно низкой для европейцев высотой – пуфики и ширмы, вставляемые друг в друга скамейки и столики и пр.

Российский вклад в мебельную индустрию

В стороне от «поднимания» мебельного искусства не осталась и Россия. Суровый климат и маленькие помещения, в которых проживали большие семьи, заставляли наши с вами предков изобретать многофункциональную мебель. Основу ее составляли лавки – длинные скамьи без спинок, на которых днем сидели, а ночью спали. С приходом эпохи комфорта (классицизма в архитектуре и интерьерах) знать стала позволять себе некоторую роскошь, хотя с европейской ее было не сравнить. Например, стала часто использоваться карельская береза из-за красивого природного рисунка. Светлое дерево сочетали с шелковой обивкой, книжные шкафы делались высокими, а письменные столы – широкими, буфеты оформлялись стеклянной дверцей, за которой была «горкой» выставлена фарфоровая посуда. Вся мебель сохраняла свою функциональность, выглядя при этом благородно, но без лишней вычурности.


История производства корпусной мебели: от роскошной массивности к минималистичным трансформерам